Генетические основы одаренности
Шевякова Анна
Введение
"Различие между разумом и образованием состоит в том, что именно разум способен
обеспечить вам хорошую жизнь."
Чарльз Франклин Кеттеринг.
Первое слово, произнесенное, а потом и написанное ребенком, очень большая
радость как для родителей, так и для самого ребенка. Еще в древности было
замечено, что обучение, познавание нового, доставляет огромную радость детям.
И наша задача – облегчить им этот процесс, удовлетворить их природную любознательность,
сделать обучение легким и приятным.
Есть много методик раннего развития. И не для кого не секрет, что генетически
идентичные дети (близнецы), воспитанные в разных семьях, вырастают принципиально
разными людьми. У них различно все: уровень образования, моральные ценности,
профессиональные склонности. Еще в детстве они по-разному развиваются, в разное
время начинают ходить, говорить, читать. И это зависит не только от психологической
обстановки в семье, но и от того, как воспитывают и обучают.
Ученые Э. Кэндел и Р. Хокинс определили обучение как процесс, при помощи
которого индивид приобретает новые знания, а память – как процесс, позволяющий
эти знания не терять со временем (11).
Любое обучение, в каких бы формах оно ни осуществлялось, всегда представляет
собой необходимое и незаменимое условие формирования и развития мышления.
Имеено в процессе обучения возникает, формируется и развивается мышление как
искание и открытие существенно нового (1). Большая часть того, что нового
мы узнаем в течении жизни, и из чего мы делаем выводы, является результатом
обучения, так что обучение и память играют центральную роль в формировании
чувства индивидуальности.
Генетические основы одаренности
“Нервные клетки – это загадочные бабочки души, чьих крыл биение в один прекрасный
день – как знать? – прольет свет на тайны психической жизни.”
Сантьяго Рамон-и-Кахаль
Ребенок рождается с огромным потенциалом, большим, чем мы можем себе представить.
К примеру, у новорожденного ребенка на 300% больше связей между нервными клетками,
чем у взрослого человека, и все его сенсорные области и полушария связаны
друг с другом (Анохин К. В., 2000). Это означает, что практически все клетки
связаны между собой, и когда с ребенком разговаривают, показывают ему что-нибудь,
качают его, по его нервным волокнам бегут электрические импульсы, упрочняя
связи между нейронами.
Через несколько месяцев после рождения те связи между нервными клетками, которые
не успели упрочниться, исчезают, и большая часть нервных клеток, которая осталась
без связей с другими нейронами, отмирает (Анохин К. В., 2000). Таким образом
то, что мы не используем, мы теряем. Именно поэтому настолько важно как можно
раньше начать развивать ребенка.
Бывают случаи, когда нервные клетки как бы “прорастают” из одной области
коры в другую. В этом случае возникает такое явление как синестезия (Анохин
К. В., 2000). Синестезия – это способность людей воспринимать одни сенсорные
модальности в терминах других (например, вкусовые ощущения в виде форм). Во
взрослом возрасте такие люди встречаются 1 на 100 000. В детском – гораздо
чаще. Есть гипотеза, что сенсорные области у детей еще просто не успели разъединится.
Возможно, это происходит от хорошей стимуляции органов чувств в младенчестве.
Изучая новую информацию, мы используем все органы чувств настолько, насколько
мы можем, а у синестетиков чувства развиты сильнее, и, поэтому, они лучше
усваивают информацию. К примеру, 88% из них обладают уникальной памятью и
большими способностями. Ярким примером синестетика является Шеришевский, описанный
в книге Лурии “Маленькая книжка о большой памяти” (12).
Человеческий мозг вполне справедливо иногда называют самым сложным объектом
во Вселенной.
Он содержит триллион клеток, из которых 100 млрд. представлены соединенными
в сети нейронами – это субстрат интеллекта, творческих способностей, эмоций,
сознания и памяти (18). Его формирование продолжается первыми шесть лет жизни,
и то, что в результате получится из маленького ребенка, определяется именно
этими годами. Развитие мозга можно оценить хотя бы по окружности головы (а
растет она за счет увеличения в размерах нейронов и увеличения числа их отростков):
новорожденный младенец имеет голову размером 35 см в окружности. К двум с
половиной годам ее размер увеличивается до 50 см, к двадцати одному году –
до 55 см (5).
Еще в старину было известно, что для полноценного развития ребенка очень
важно развивать все органы чувств, но научное доказательство этому получили
всего лишь пару лет назад.
Было установлено, что существует только ограниченное число факторов роста
нейронов, а это значит, что синапсы (они устанавливают связи между нервными
клетками) конкурируют между собой (19). Т. е., если мы какой-то орган чувств
стимулируем сильнее, чем остальные, то на другие остается меньше ресурсов.
И в этом случае остальные органы чувств развиваются хуже, по сравнению с тем,
который мы сверхстимулируем. Но это возможно только тогда, когда растет мозг
и закладываются нейронные сети (19).
Во взрослом возрасте такая сверхстимуляция отдельных органов в основном отражается
на пропорциях нашего тела в сенсорных областях мозговой коры - они сильно
искажаются (например, у скрипачей область представительства пальцев левой
руки расширена за счет области, соответствующей остальным частям тела). Но,
как показал Мерзенич с сотрудниками, корковые карты подвергаются непрерывной
модификации, зависящей от того, насколько мы эксплуатируем сенсорные пути.
Т. е. если скрипач перестанет играть на скрипке и займется чем-нибудь другим,
то через несколько лет пропорции изменятся (11). Исходя из этого, возможно,
правы те люди, которые против однобокого развития, например, только "книжного"
или только музыкального.
Органы чувств маленьких детей усиленно развиваются именно тогда, когда на
них подают разнообразные стимулы.
Но в детях уже генетически заложена программа “покорения мира”: сначала развиваются
одни отделы мозга, которые, тем самым, провоцируют дальнейшее развитие других
отделов мозга, и т. д. (Анохин К. В., 2000).
Например, сначала развивается задняя половина мозга (5). Вся она состоит из
проводящих сенсорных путей, которые можно разделить в соответствии с пятью
органами чувств. И эти пять проводящих путей развиваются только тогда, когда
работают. Иначе говоря, чем больше информации проходит через визуальный, слуховой,
осязательный, вкусовой и обонятельный пути, тем лучше они будут функционировать.
У родившегося здорового ребенка эти пути не повреждены, но и не развиты. Чем
меньше информации пройдет, тем хуже они разовьются. Именно световые, слуховые,
осязательные, вкусовые и обонятельные импульсы проходят через эти пути, вызывая
их рост и развитие. Если же через эти пути пройдет количество информации,
недостаточное для правильного запуска следующих отделов мозга, то это может
привести к тому, что какие-то функции в организме будут не развиты (5).
Благодаря поэтапному развитию отделов головного мозга и можно подразделять
развитие детей на соответствующие ступеньки.
Каждый этап занимает какое-то время, которое более или менее одинаково у всех
детей. Но если какая-то функция в ребенке не развилась к соответствующему
сроку, то это показывает, что либо у него физические нарушения соответствующих
отделов мозга, либо по каким-то причинам какая-то основополагающая структура
не развилась. Это можно попытаться исправить, вернувшись на тот уровень, на
котором начинается закладка всего – на уровень развития органов чувств, и,
подавая усиленную стимуляцию на них, попытаться их доразвить. Если же, по
каким-то причинам, какая-то из функций человеческого организма не работает
(ребенок не в состоянии ходить или говорить), надо усиленно стимулировать
оставшиеся органы чувств, тогда можно надеяться на то, что какая-то из областей
мозга возьмет на себя те функции, за которые ответственна пораженная часть
мозга.
Именно к этому и пришел Глен Доман, который бился над этой проблемой сорок
лет, используя различные способы реабилитации детей с мозговыми травмами,
пока опытным путем не наткнулся на этот способ (5).