Как можно помешать ребенку развиваться
Малыш в раннем возрасте интенсивно познает мир. Всего лишь за первые год-два жизни он учится ползать, ходить, бегать, прыгать, кувыркаться, начинает говорить, смеяться, петь, рисовать, лепить. Он может принести все, что вы попросите, улыбается знакомым людям, эмоционально на них реагирует. Он даже может считать, узнавать буквы и слова, животных и растения на картинках и в парке (конечно, если родители создали для него развивающую среду в первый год жизни). Какие бы методы родители не использовали для развития своего малыша, все равно ребенок обязательно извлечет из этого максимальную пользу.
А попробуйте представить себе взрослого человека, который за тот же период (год-два своей жизни) овладел иностранным языком, говорит и читает на нем, используя несколько тысяч слов и все правила грамматики. К тому же научился, например, играть в теннис и бадминтон (на высоком уровне, хоть и не мастера спорта), а еще начал играть на сцене любительского театра главные роли. При этом он продолжает работать и у него еще есть личная жизнь. Нереальная получается картинка, не правда ли? Лишь немногие взрослые способны на такую интенсивность развития. Но именно таковы темпы развития ребенка в первые годы жизни, а особенно в первые месяцы. И малыш в этом возрасте имеет огромное желание всему научиться: он готов снова и снова вставать на ножки, падать, чтобы опять встать, он готов часами повторять с завидным упорством разные звуки, разрабатывая свой рече-голосовой аппарат.
Умственные способности и возможности ребенка в этом возрасте - как пробившийся росток, которому необходима и пища, и вода. Если росток вовремя не полить, он может завянуть и погибнуть. И ограничивая познавательные возможности ребенка в этом возрасте, мы можем сделать его в некотором смысле интеллектуальным калекой; могут погибнуть выдающиеся способности: ведь потерянное время не наверстаешь, не вернешь. Мы можем уменьшить желание ребенка получать знания, поместив его в условия ограниченного опыта. Ребенок, который слышит в день всего несколько десятков фраз, даже на разных языках, никогда не может развиваться также успешно, как малыш, с которым подолгу разговаривают, знакомят с окружающим миром, рассказывают сказки, поют песни. За первым лепетом малыша скрывается систематический анализ речи родителей.
Хочу все знать!
Интеллектуальное развитие - это единственный капитал, который нельзя отнять, и благодаря которому человек добьется успеха в любых трудных условиях. Если создать для малыша благоприятную развивающую среду, его интеллект и способности расцветут. В раннем возрасте процесс обучения протекает стремительно, как бы мы этому не препятствовали. Но если мы начнем помогать, то скорость обучения окажется просто невероятной. Мы можем расширить его кругозор, сняв физические ограничения, и увеличить количество получаемой им информации, раскрыть его интеллектуальный потенциал, предоставив ему неограниченные возможности и поощряя тягу к учебе.
Ребенок хочет знать обо всем на свете. Его интересуют одновременно и лампа, стоящая на столе, и чашка, которую мама держит в руках, и розетка, и папина газета. Он пытается залезть на стол и разбивает лампу или чашку, засовывает пальчики в розетку, рвет газету на части. Врачи скажут, что этот ребенок гиперактивен и не способен сосредоточиться, а он лишь пытается узнать все сразу: посмотреть, послушать, потрогать, обнюхать, попробовать на вкус. Главное, что ребенку в этом возрасте и не надо сосредотачиваться, у него нет необходимости в этом.
Mетоды обуздания детского любопытства
И вот цивилизованное общество взрослых придумывает методы обуздания детского любопытства, методы ограничения свобод ребенка и его способов познания окружающего мира. Причем, чем цивилизованнее общество, тем строже эти методы. Тем более ограничиваются свободы ребенка, и он более зависим от взрослых. Родителям удобно, когда ребенок находится в их власти, под их присмотром. В традиционных обществах, в племенах, живущих в джунглях, маленький ребенок намного более развит и обладает большими возможностями и интеллектуальным и творческим потенциалом, чем ребенок в индустриальном городе. Да, интеллектуальные способности малыша в джунглях не смогут полноценно реализоваться во взрослом возрасте. Но почему же нам, в городах не воспользоваться естественными ритмами природы, и не предоставить малышу свободу для познания окружающего мира? Почему же мы сами ограничиваем своих детей и помещаем их в рамки созданных нашим воображением нормативов?
Общество взрослых придумывает все больше ухищрений для того, чтобы помешать развитию детей, потому что это удобно взрослым. Да, действительно, легче ухаживать за ребенком, если он лежит в кроватке и заворожено смотрит на вращающийся “мобиль”; не нужно бегать за малышом по квартире, если он сидит в кроватке; не придется мыть пол несколько раз в день, если есть манеж. Сегодня мы поговорим о тех способах, с помощью которых взрослые ограничивают развитие малыша.
Одним из важнейших аспектов развития ребенка является его физическое развитие. Возможность движения, а, следовательно, возможность получать и обрабатывать большее количество информации из окружающей среды, способствует развитию интеллекта ребенка. Физическое развитие малыша является мощным стимулом умственного.
И вот, когда ребенок появляется на свет, первое, что делают взрослые, - это туго его спеленывают, лишая свободы движения, несмотря на то, что более полувека назад было доказано негативное влияние такого “одевания” ребенка на его физическое, психическое и интеллектуальное развитие… А ведь сейчас у родителей есть возможность одевать ребенка в обычную одежду (кофточки, костюмчики и т.д.) при любых условиях, в любых ситуациях, в любую погоду! Тугие пеленки не дают ребенку возможность познавать мир с помощью тактильных ощущений. Таким образом, малыш не получает того, что особенно важно в первые месяцы жизни (другие сенсорные системы ребенка в этот период еще развиты недостаточно).
Затем родители одевают на новорожденного малыша распашонки с зашитыми рукавами, ограничивающие познавательные возможности малыша и мешающие развитию пальчиков, которое, как уже доказано, в наибольшей степени влияет на интеллектуальное развитие ребенка в 1-й год жизни.
Известно, что у народностей, живущих на Дальнем Севере, матери носят своих младенцев на спине, запеленав их в меха. Тем самым дети лишены возможности передвигаться ползком до трехлетнего возраста. Культура этих народностей осталась практически неизменной на протяжении как минимум 300 последних лет (о более раннем периоде сведения просто отсутствуют). У них нет письменности, и они имеют весьма примитивный язык, заметно понижены интеллект и творческие способности (вспомним анекдоты про чукчу).
Когда ребенок начинает ползать, взрослые используют следующий (кощунственный, на мой взгляд) способ обуздания его познавательной активности: они помещают ребенка в детский игровой манеж, который было бы правильнее назвать “загон для ребенка”. Очевидно, что это изобретение - исключительно для удобства родителей. Игровой манеж в значительной степени, можно сказать катастрофически, ограничивает познание, однако облегчает уход за ребенком. Мы можем не быть с малышом рядом, ведь ничего не может с ним случиться! Но мы и ничему не научим его в это время. Мы помещаем своего малыша за решетку - в физический, эмоциональный и образовательный вакуум. Проползая метр, ребенок натыкается на стенку манежа. Современные научные исследования доказывают, что длительное пребывание в манеже серьезно влияет на развитие психики малыша, поскольку мешает ему свободно перемещаться в пространстве. Это замедляет развитие зрения, нарушает координацию “глаз-рука” (малыш не учится управлять ручками с помощью глаз) и множества других функций.
Ребенок в манеже не может ползать, а существует сильнейшая взаимосвязь между способностью к ползанью и способностью фокусировать взгляд на ближайшей точке. “Ближнее зрение”, которое помогает ребенку ползать - это то же зрение, с помощью которого мы рисуем, читаем, пишем, лепим. Все ручные навыки связаны с ползаньем. Во время ползания происходит естественный массаж пальчиков руки малыша, а, как известно, развитие пальцев руки напрямую связано с развитием интеллекта.
Мы не будем обсуждать достоинства приспособлений типа “бегунков”, “прыгунков” с физиологической точки зрения. Несмотря на то, что они позволяют ребенку передвигаться в пространстве, они тоже ограничивают его свободу в движении. Малыш также лишен возможности ползать.
Еще один из методов торможения развития ребенка - выбор игрушек. Можно дать малышу прекрасную погремушку, он будет играть ею в течение нескольких минут. Это время требуется, чтобы он ее посмотрел, ощупал, обнюхал, облизал и послушал, как она гремит. Хорошо, если игрушка в коробке или другой упаковке, которую можно разорвать или разломать. И естественно, двухлетний ребенок, который может сидеть в уголке и играть с одной погремушкой 5 часов подряд, должен вызывать у родителей беспокойство. Все игрушки должны соответствовать возрасту ребенка, однако большинство из них не занимают ребенка длительное время, поэтому нужно выбирать те, с которыми ребенок сможет играть долго. Ребенок - это то, что родители о нем думают. Поэтому одни годовалому малышу покупают погремушки, а другие - с шестимесячным учат буквы. Малыш впитывает то, что есть в окружающем его мире. Как вы думаете, что “впитал” за свою жизнь первый малыш?
Противоположная ситуация - с избыточным количеством информации и игрушек - также будет негативно действовать на малыша и тормозить его развитие. Изобилие игрушек не позволит ему каждую из них изучить в достаточной мере. Новорожденный малыш, которому мама повесит над кроваткой картины Сальвадора Дали, устанет от наблюдения сложных образов и уснет или будет капризничать и плакать, или впадет в измененное состояние сознания, не говоря уже о том, что его восприятие жизни будет искаженным. Был случай, когда одна мама показала своей четырехмесячной дочурке подряд 100 картинок. После этого ребенок почти час сидел в одной позе, не двигался, не издавал звуков и смотрел в одну точку. Ребенку понадобилось огромное время для того, что переварить избыточную информацию.
И последнее, о чем хотелось бы сказать отдельно и что оказывает огромное влияние на развитие малыша, - насилие над ребенком. Развитие ребенка тормозится, когда мама структурирует пространство и время малыша насильственными способами: кормит, когда ребенок не хочет есть, укладывает спать, если ребенок еще не устал (только потому, что у нее есть некие представления о режиме), показывает ему картинки, когда он хочет погрызть ухо игрушечного кролика. Потребности ребенка подавляются. Малыш перестает бороться, перестает что-либо хотеть. Он оказывается послушной марионеткой, его развитие замедляется.
А самый изысканный способ затормозить или даже остановить развитие малыша -- изолировать его в комнате, куда не проходят звуки и свет, да еще привязать покрепче к кровати. Очевидно, что человеческий разум ограничен той информацией, которая поступает в него из окружающего мира через органы восприятия. При ограничении способностей восприятия органами чувств в равной степени ограничивается и интеллектуальный потенциал, уровень интеллекта будет пониженным.
Надеюсь, что читателям и читательницам не понадобятся описанные здесь способы общения и “развития” ребенка, как и многочисленные приспособления цивилизации, придуманные для обуздания детского любопытства.
Вознесенская Елена, кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии
Академии педагогических наук Украины.
Центр экологии семьи “Ладушки”. Более 5 лет консультирую родителей по вопросам детской психологии и развития детей в раннем возрасте.
Журнал "Для будущих мам" № 8 август 2003