От года до трёх: лучшая школа – это мама
Беляева Татьяна Юрьевна
«После трёх уже поздно» - как по мне, эта,
ставшая уже крылатой, фраза определяет настрой современных молодых мам. «Методики
раннего развития», «развивающие игрушки», «развивающие занятия» - эти понятия
наши дети впитывают сегодня с грудным молоком, которое в последнее время заняло
законное первое место среди всемирно известных брэндов детского питания.
Не обучать ребёнка с пелёнок сейчас уже немодно.
Ты можешь не знать, кто отец твоего ребёнка, но если ты не знаешь, кто такие
Доман, Зайцев, Никитин и Монтессори – не рано ли тебе становиться матерью?
Однако, шутки шутками, а ведь действительно сталкиваешься
с проблемой: ребёнку всего год, а он уже различает всех животных в книжке, знает,
где дядя, тётя, папа, мама, как включать телевизор, компьютер, музыкальный центр,
как звучит гитара, пианино – что дальше? Потенциал ребёнка огромен, он впитывает
информацию с безумной скоростью. И мама понимает, что ждать 2 года до наступления
«садиковского» возраста - это, значит, приглушить любопытство маленького пытливого
ума младенца, который как раз сейчас готов всё впитывать.
Вспомните, когда Вы были в садике, Вас учили рисовать,
петь, танцевать, лепить, читать, но ведь это уже после трёх лет. А что же было
до того? Лично я не помню. Теоретически знаю, что были ясли, от которых в воспоминаниях
остались только железные горшки и угрюмые няни. Помню также ясельную детскую
площадку. Не более. Получается, ничего не было? По крайней мере, ничего запоминающегося,
и явно ничего познавательного.
Решение приходит само собой: в ясли – нет, обучать
– да.
Но как?
Попробуем разобраться.
Есть много различных методов и методик, подходов
и средств. Кому-то удобно выбрать какую-нибудь одну конкретную методику, скажем,
Домана, и чётко следовать инструкциям и указаниям. Я, думаю, это очень правильный
подход, и только в результате последовательного продвижения по этапам программы
можно достичь определённых ощутимых результатов.
Однако, можно подойти к проблеме по-другому: можно
самому составить программу обучения ребёнка, и опять же таки, последовательно
продвигаясь по её этапам, достичь ощутимых результатов.
Остановимся на втором варианте – индивидуальная
программа.
Шаг первый
Определите для себя, что бы Вы хотели преподнести ребёнку, с чем ознакомить?
Шаг второй
Осознайте тот факт, что обучение – это долгосрочная задача. Чтоб не растеряться
и не свернуть с пути, необходимо чётко очертить этот путь. То есть в нашем случае
– необходимо расписать программу предполагаемых занятий. Можно на 3 месяца,
а можно и на год вперёд.
Может быть, легче будет сделать так:
- Набросать на листике все интересующие Вас
на данном этапе темы (например, формы, ноты, буквы, цифры, цвет и т.д.)
- Выстроить из этих тем последовательность
по нарастающей сложности (скажем – цвет, формы, цифры, буквы, слова, ноты).
- Расписать, какое время займёт каждая тема,
скажем, 2 недели – цвета, 2 недели – формы, 3 недели – цифры, 4 недели – буквы
и т.д.).
- Распределить элементы каждой темы по дням
этих блоков, например, в блоке «Цвета» один день выделяем на красный цвет,
следующий – на оранжевый и т.д.
- Составить ежедневный график занятий. Занятиям
на протяжении дня можно выделить определённые часы, или же, просто наметить
направление игр в определённый день, и следовать ему в зависимости от настроения
ребёнка.
Шаг третий
Создайте ребёнку среду для усвоения каждого элемента программы. Это можно было
бы сделать так: к примеру, Вы приступаете к блоку «Цвета», и на первый день
занятий у вас запланирован красный цвет. Организуйте пространство таким образом,
чтобы в то время, которое вы выделили на занятие, ребёнка окружали предметы
исключительно красного цвета – это могут быть красные кубики, красный пластилин,
красные краски, карандаши и т.д. При соприкосновении ребёнка с каким-либо предметом
в процессе игры чётко произносите его цвет: «Вот смотри: возьмём красный карандаш
и нарисуем красный круг. Так, молодец, а теперь возьмём красный пластилин и
слепим красный шарик». То есть, помогите ребёнку погрузиться в атмосферу изучаемого
понятия. Само занятие может продлиться не более 10-15 минут – всем известно,
какова концентрация ребёнка в годовалом возрасте. Однако, принцип «погружения»
поможет ребёнку лучше впитать то, что Вы хотели бы ему объяснить.
Следуйте Вашей программе и, согласно её пунктам,
меняйте пространство. Положитесь на Вашу фантазию в вопросе подбора предметов.
Наверное, ребёнку будет интересно, если эти предметы помогут ему заняться разнообразными
делами: и строить, и лепить, и рисовать, и разбрасывать.
Как известно, запомнить материал легче в сравнении,
поэтому в конце каждого урока сравнивайте новый материал с уже пройденным, то
есть, какое-то время уделите повторению выученного ранее.
Недавно я делилась мыслями с одним из преподавателей
театральной студии, в которой в своё время занималась 3 года, и восхищалась
своей коллегой по развивающим занятиям для деток, охарактеризовав её как «прирождённого
педагога». На что он мне ответил: «Дело в том, что делиться знаниями – это естественное
состояние человека с жизненным опытом». И действительно, мы пол жизни накапливаем
знания – вполне естественно делиться ими, тем более, с собственным ребёнком.