Игрушки, сделанные руками мамы, для раннего развития ребенка
Скляренко Элина Олеговна
Я, как и многие мамы, всегда задумывалась над развитием своих
детей. И мне всегда хотелось поиграть вместе с ними в интересные игры, придумать
что-то новенькое, сделать для них то, что будет способствовать их интеллектуальному
и физическому развитию. Сейчас так много литературы по раннему развитию, много
импортных игрушек- как говорится : "Бери и твори!" Но мне всегда казалось, что
игрушки, которые сделаны своими руками - с теплотой и любовью для своих ненаглядных
девочек, отличаются чем-то особенным и притягательным для детской души. И эти
чувства не обманули меня. Девочки очень любят возиться с моими произведениями
в виде куколок, зверюшек и даже простой абстракции- подушечек с разными материалами,
книжечками и пр.....
Когда старшая
моя дочка была совсем крошечной, я сшила ей первую матерчатую игрушку в виде
улыбающего солнышка. Солнышко висело над кроваткой и дочка училась улыбаться
и познавать мир вместе с ним. Через месяц она уже хотела непременно его потрогать
и попробовать на вкус. И я поняла, что ребенку непременно надо не только видеть
и слышать предметы, но и пробовать их, щупать, трепать, извлекать какие-то звуки.....
А чуть позже, мне попалась статья про связь тактильных ощущений и развитие интеллекта
у малышей. Чем больше давать ребенку познавать этот мир посредством своих же
ручек и рта, тем быстрее пойдет его развитие. И уже доказано, что развитие мелкой
моторики рук способствует развитию головного мозга ребенка.
Своей старшенькой дочери - Василисе, я в 4 месяца принялась
шить несколько подушечек из разных тканей, набитых горохом. Ей очень нравилось
их мять, бросать, кусать и пр. Эти подушечки были сделаны из меха, ситца и трикотажа
- того, что оказалось тогда под рукой. А младшенькой Маринке такие подушечки
я начала шить еще раньше. Моя фантазия подсказала мне, что нельзя ограничиваться
только каким-то одним видом подушечек, надо сделать их разнообразнее, чтобы
ребенок смог их перебирать, прислушиваться к шуршаниям, звонам, побрякиваниям
внутри, трогать отдельные детали, щупать их, пробовать, удивляться подвижным
элементам на них, в общем, чтобы заставить его мыслить и извлекать для себя
пользу от этого. Я шила много и упорно выдумывала что-то новенькое - то нашью
геометрические фигурки, то сделаю окошечки, то пришью ручки, ножки, носик, ушки.
Таких подушечек у нас уже целая коллекция. И все они отличаются друг от друга.
Для такой коллекции я завела специальный мешочек, чтобы все подушечки уходили
туда "спать". По крайней мере, так они не растеряются. А малышке будет интересно
с ними играть, когда они не в свободном доступе или валяются по всей квартире,
а когда ей захочется, и мама их достанет из домика. И она просит их у меня,
правда, еще на своем детском языке. Нравятся они ей. И вам советую, дорогие
мамы, попробуйте.
Самые простые подушечки не сложны в исполнении. Это может быть
просто квадратик 10 х 10, или 12 х 12, 15 х 15 см, треугольничек, ромбик, кружочек
и пр.... Края таких подушечек я прошивала один раз простой строчкой и еще раз
зигзагом, чтобы ткань не обтрепалась. С одной стороны оставляла дырочку, куда
можно запросто насыпать наполнитель. Эта дырочка потом зашивается. Самое удивительное,
что у моей Маринки, самая любимая подушечка - это квадратик из искусственного
шелка, который набит рисом. Видимо, особенный хруст пересыпающегося риса в скользком
шелке, наводит маленькую головушку на какие-то размышления, потому что, ее лицо
очень сосредоточено в этот момент.
Все наши подушечки я постаралась классифицировать, чтобы легче было описать
их структуру. Вот такие виды подушечек мы имеем в постоянном пользовании и игре.
- Простые виды:
- Подушечки с фактурными тканями и одинаковым наполнителем
- ситец,
- трикотаж,
- настоящий шелк,
- искусственный шелк,
- капрон,
- нейлоновые ткани,
- тюль,
- искусственный мех с длинным и коротким ворсом,
- плюш,
- натуральные меха ( длинная и короткая ворса, жесткие и мягкие меха).
- обивочные грубые и мягкие ткани типа гобеленов.
- Подушечки с разными наполнителями.
- Сложные подушечки:
- Подушечки простой конфигурации, но с дополнительными элементами- окошечками,
аппликациями, бусинками, подвижными элементами в виде ручек- ножек, ушек,
хвостиков у зверюшек и пр.
Особенно интересные для деток подушечки с окошечками. На такой подушечке
сверху рисунка или аппликации нашивается дверка - окошечко, которое закрывает
основной рисунок. Ребенок может его открывать-закрывать. Можно в таких деталях
использовать примеры смены настроения у героев. Например, сверху на окошечке
герой улыбается, а под ним- грустит, или наоборот. Можно сделать примеры
геометрических фигур, погоды, цветов и пр.
- Подушечки сложной конфигурации. Это подушечки в виде животных, геометрических
фигур, человечков, мордочек животных, букв и цифр. Эти подушечки особенно
привлекательны для малышей, потому как их можно использовать и для обычной
игры. По крайней мере, так делает моя старшая дочка.
Недавно я сделала серию подушечек - алфавит и цифры. Это буквы и цифры из
трикотажа, набитые горохом. Несомненно, так будет интереснее изучать эти
абстрактные понятия- ведь их можно и потрогать и попробовать на зуб.
В качестве наполнителя можно использовать многие материалы.
Это может быть хрустящие кульки, плотная и мягкая бумага, обрезки ткани, синтепон,
шерстяные и хлопковые нитки, крышечки от бутылок, детского питания, рис, горох,
фасоль, гречка, песок, соль, шиповник, сухие травки (чабрец, тысячелистник,
душица, мята и пр.- успокаивающие и тонизирующие), мука, гвоздики и болтики
- но их надо вкладывать в дополнительный мешочек, чтобы они не повредили главный
мешочек - и многое другое. Главное- это фантазия!
Для звенящих подушечек можно использовать звенящие элементы
от погремушек, или сделать самостоятельно, например, из маленьких бутылочек,
пластиковых элементов с гвоздиками, бусинками и пр.... Главное, чтобы ничего
не разбилось и не повредилось во время игры.
Последняя моя фантазия- это мягкая пирамидка и книжечка с цифрами
из ткани. На одном из сайтов детских игрушек я нашла удивительную для меня игрушку-
мягкую пирамидку из разного цвета деталей. Немного подумав, я решила сотворить
нечто подобное для своих девочек. Только пирамидку я сделала намного больше-
25см в диаметре каждого элемента. Еще я придумала, что вместо колечек, надо
сделать геометрические фигурки, чтобы дочери сразу показывать их реально и называть;
а внутри каждой фигурки я добавила разный материал для развития тактильных ощущений-
шелестящий кулек, синтепон с погремушкой, горох с синтепоном. Так получилась
у нас пирамидка, состоящая из 3 фигур- треугольник, квадрат, круг и основание,
куда надеваются эти детали.
Книжечка с цифрами из ткани тоже большая- 25х25см. Из белой
ткани я сделала 10 страничек, куда нашила цифры от 1 до 10. Цифры сделаны из
джинсовой ткани. Для чего это? Джинсовая ткань- она грубая и очень чувствительна
для детских пальчиков. Книга сделана для того, чтобы вместе с мамой, ребенок
смог обводить эти циферки и запоминать их посредством тактильной памяти. Я знаю,
что в некоторых методиках раннего развития, используются такие приемы для запоминания
букв, цифр и др.
Сверху книга имеет обложку из джинсовой ткани с вышивкой.
Попробуйте сделать игры вашего ребенка интереснее и разнообразнее!
И возможно, мои советы помогут вам в этом.