Рамки Монтессори
Скляренко Элина Олеговна
Идея для этой развивающей игры была взята из трудов известного итальянского
педагога Марии Монтессори, которая занималась с умственно отсталыми детьми
по своей методике и по специально придуманными ею заданиями. Ей удавалось
так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась,
что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили
нормальных детей.
Что же представляют собой эти необычные "Рамочки Монтессори"?
Это простой набор квадратных рамок-пластинок с вырезанными в центре отверстиями
разной формы - квадрата, ромба, прямоугольника, круга, эллипса, трапеции, пятиугольника,
треугольника и пр. В принципе, набор фигур может быть любым, главное - он должен
соответствовать развитию ребенка и его интересам. Можно даже сделать (купить)
рамки с вкладышами произвольной формы (фигурки зверей, транспорт, листья, цветы,
домики и пр).
В игры с рамочками Монтессори предлагается играть детям с трехлетнего возраста,
но можно с успехом играть и с малышами 1-1,5-2-х лет. Все зависит от вашей фантазии.
Как играть?
Игра с крохой должна быть простая. Если малышу всего 1-1,5- 2 года, можно ему
предложить игру с 1-3 рамочками. Основное действие: взрослый раскладывает рамки
и вкладыши отдельно и предлагает малышу "закрыть окошки в домике" подходящими
рамками. Это самое любимое задание у детей. Они его повторяют бесчисленное количество
раз и когда они совсем еще малы, и когда станут постарше. Видимо, есть в этом
процессе отыскивания что-то притягательное. Успехом для малыша будет даже выбрать
правильный вкладыш! Легким вариантом для совсем крох будут рамочки и вкладыши
одинакового цвета, чтобы легко можно было определить фигурку. Не забывайте хвалить
его даже за маленький успех!
Двухлетке можно уже предложить 4 и более фигуры. Если ему удастся ровно вложить
его в рамку - ваш ребенок заслуживает самой восторженной похвалы! Рамку с вкладышами
с самого начала называют по форме отверстия в ней (круг, квадрат, треугольник
и т. д.). Не забывайте правильно называть фигуры - несколько недель занятий
- и ваш малыш прекрасно запомнит эти якобы сложные геометрические понятия. Постепенно
увеличивайте количество рамок, но не торопите ребенка.
Малышам постарше можно предложить закрывать рамки вкладышами на время или даже
с завязанными глазами. Поиграть в соревнование - игру "Кто быстрее закроет окошечки
в домиках". Трехлетку легко научить различать цвета, если их указывать на рамочках
и вкладышах.
Не менее интересное занятие для ребенка постарше с рамками - обводить их контуры
карандашами. Сначала лучше обводить контур по рамке, это намного легче, чем
по вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг и эллипс, очень трудно - звездочку.
Пусть малыш на чистый лист бумаги положит рамку "круг" и попробует обвести контур
цветным карандашом. Не спешите сказать и показать, что рамку надо плотно прижимать
к бумаге. Пусть сам догадается! Уберите рамку и вместе полюбуйтесь результатом.
Покажите малышу, как можно заштриховать фигурку. Пусть он попробует сделать
это сам. Обводя разные рамки и закрашивая их разными цветами, можно создавать
удивительные узоры. Эта игра помогает малышу усвоить основные геометрические
понятия, "ставит руку", готовит к рисованию и письму.
Чем больше малыш проявляет в игре собственной инициативы, тем это лучше во
всех отношениях: больше возможностей для развития творческих способностей самого
малыша и лучше для старших - им не надо быть постоянными поводырями и двигателями,
не надо все время "тянуть", не надо искать, чем занять малыша. Игры как раз
и представляют собою средство, с помощью которого можно значительно поднять
самостоятельность и инициативу самих малышей
Игра "Рамки Монтессори" развивает детей в нескольких направлениях:
- вырабатывает умение узнавать и различать форму и цвет плоских фигур и их
положение на плоскости (зрительно и на ощупь);
- готовит детей к овладению письмом и рисованием - вырабатывает умение владеть
карандашом, как говорят художники, дает "твердость руки", умение проводить
линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур
и видеть линии-контуры;
- знакомит с геометрической терминологией - названиями фигур.
Вы не можете купить такие рамочки? Не беда, их можно легко сделать в домашних
условиях, например, из плотного картона, фанеры, дерева, пенополиэтилена. На
Украине подобие таких рамочек можно купить из пластмассы, пенки, редко - из
дерева.
Как их сделать?
Рамки-вкладыши "Фигуры".
Возьмите листы цветной бумаги, разделите на квадраты 100Х100 мм и в центре
каждого аккуратно начертите в натуральную величину по одной из 16 геометрических
фигур. Эти листы цветной бумаги наклейте на плотный картон толщиной 1,5 -- 2
мм и высушите под прессом. Когда клей высохнет, разрежьте листы на квадраты
и каждый квадрат прорежьте аккуратно по контуру фигуры (вырежьте вкладыши).
Делать это удобнее острым перочинным ножом на доске. Чем тоньше лезвие ножа,
тем аккуратнее получается фигура. Края отверстия в картонном квадратике и края
вырезанной фигуры зачистите так, чтобы фигура легко входила в отверстие рамки
и полностью закрывала его. Чтобы малыш мог вставлять и вынимать фигуры-вкладыши,
к ним надо прикрепить маленькие рукоятки-выступы, например, из веревочки или
пенопласта.
Для хранения рамок и вкладышей будет нужна коробка с крышкой размером 200Х105
мм, высотой 40 -- 60 мм, в зависимости от толщины картона для рамок.
Рекомендуемая литература:
- М.Монтессори "Педагогика Монтессори"
- Б.Никитин "Развивающие игры"