Этапы формирования игровой деятельности детей
Скляренко Элина Олеговна
В развитии игровой деятельности детей выделяют несколько этапов.
1 этап - Ознакомительная игра (от 2-3 месяцев до 8мес-
1,5 лет)
Основу этой игры составляют действия-манипуляции, осуществляемые
в процессе обследования предмета ребенком. Эта деятельность младенца очень быстро
меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета-
игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции с игрушкой.
По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки,
она представляет собой предметно-игровую деятельность. Сначала ребенок поглощен
предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать,
что действует сам и как взрослый.
2 этап - Отобразительная игра (около года)
В результате такой игры ребенок учится выявлять специфические
свойства предмета (пищит, едет, катится и пр.). Это кульминационный момент развития
психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую
почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.
На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры
и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия
начинают проявляться и в способах действий ? наступает следующий этап в
развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной.
3 этап Сюжетно – отобразительная игра (около
2 лет).
Действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют
в условной форме использование предмета по назначению.
Так постепенно заражаются предпосылки 4 этапа развития
игры - Сюжетно-ролевой игры (после 3 лет).
Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна,
так же как разнообразны и игры. При всём том, главенствующее значение отводится
сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые
и существенные черты игры как деятельности.
В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует
в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет,
явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное
условие для такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало
у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его
и душой и телом, становится им.
Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко
проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический
характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним
предметом - другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок
учится моделировать ситуации с предметами-заместителями. Игровые заместители
предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок
может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета,
в качестве шпаги.
На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое
поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.
Наступает 5 этап Собственно-ролевой игры (после 4 лет)..
Ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь
взрослых..
Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий
этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и
игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что
без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся
выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй,
грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается.
Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным
содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.
По мере того, как ребенок растет, меняется и организация их
практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений
людей в процессе совместной деятельности. Взрослые, могут выступать в роли одного
из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям,
спорам, беседам, способствуя коллективному решению игровых задач, в которых
отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей. По мере взросления
ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так например, игра в “дочки-матери”
в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет - 50-60 минут. Старшие
дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть
наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры.
Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то
есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью,
мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что
ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата,
что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности
и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять
своим поведением. В игре расширяется жизненный опыт детей.