Бронхиальная астма у детей
Сапа Ирина Юрьевна
В структуре аллергических заболеваний проблема бронхиальной
астмы у детей занимает одно из ведущих мест. Это связано с увеличением частоты
заболеваемости и утяжелением течения этой формы респираторного аллергоза.
Бронхиальная астма – это заболевание, которое начинается
у детей, часто продолжается в зрелом возрасте и становится причиной инвалидности.
Очень часто диагноз бронхиальной астмы у детей ставится
несвоевременно, с опазданием, так как он подменяется понятием “астматический
бронхит”, “обструктивный бронхит”, “обструктивный синдром”, “астматический компонент”,
“рецидивирующий обструктивный бронхит” и др. Это связано с тем, что у детей
раннего возраста бронхиальная астма имеет некоторые своеобразные отличия клиники
из-за анатомо-физиологических особенностей строения органов дыхания. Существует
точка зрения (особенно ее придерживаются зарубежные пульмонологи), что при возникновении
более 3-х эпизодов обструкции бронхов у ребенка в течение года следует думать
о возможном начале бронхиальной астмы. Напомним, что термин “обструкция” отражает
состояние закупорки просвета бронхов пробочками слизи (мокроты).
Длительное время существовало представление о том, что
дети “перерастают” бронхиальную астму и выздоравливают к периоду полового созревания.
Однако в последние годы доказано, что в 60-80 % случаев бронхиальная астма продолжается
у пациентов и при достижении взрослого возраста. Все чаще происходит утяжеление
течения астмы в подростковый период.
Причинные факторы
Различные аллергены повышают чувствительность дыхательных
путей (сенсибилизируют их) и вызывают развитие аллергического воспаления бронхов.
Это большая группа бытовых аллергенов (домашняя и библиотечная пыль, клещи Дерматофагоидес),
грибковые, пыльцевые, пищевые, аллергены домашних животных и птиц, лекарственные
и химические вещества. Обострение бронхиальной астмы вызывают факторы, которые
принято называть “триггерами”. Это слово происходит от англ. ” trigger”-
спусковой крючок; пустить в ход. К ним относят: контакт с аллергеном, вирусные
респираторные инфекции, физическую и психоэмоциональную нагрузку, изменение
метеоусловий, табачный дым, резкие запахи, загрязнение воздуха промышленными
отходами и выхлопными газами автомобилей, непереносимые продукты и лекарства.
Механизм развития
Доказано участие иммунологических механизмов в формировании
заболевания. У 80-90 % больных детей в ответ на воздействие аллергенов происходит
повышенная выработка IgE, который является маркером атопического типа аллергической
реакции. Этот тип реакций наследственно обусловлен. Основные гены наследственной
предрасположенности содержатся в хромосомах 5 и 11.
Другим компонентом развития бронхоспазма является состояние гиперреактивности
бронхов. Термин “гиперреактивность” отражает повышенную чувствительность
бронхов к различным факторам и состояние их “боевой готовности”. При этом обструкция
бронхов появляется в ответ на такие раздражители, которые у обычных людей не
вызывают никакой реакции. Имеются данные о генетической природе этого состояния.
Чем выше гиперреактивность бронхов, тем тяжелее протекает бронхиальная астма.
Клиника
Ведущими симптомами бронхиальной астмы у детей являются эпизодическая
одышка с затрудненным выдохом (ее называют экспираторной), свистящие
хрипы, кашель, чувство сдавления в груди. У детей раннего возраста
одышка чаще бывает смешанной: затруднен и вдох и выдох. Часто у малышей в период
приступа повышается температура тела. Это может приводить к ошибочному диагнозу
ОРВИ или ОРЗ и назначению антибиотиков. У детей раннего возраста часто в момент
кашля появляется рвота с примесью вязкой мокроты. Над легкими выслушивается
большое количество не сухих, а влажных хрипов. Это так называемая “влажная”
астма. Такая клиническая картина очень затрудняет дифференциальный диагноз с
пневмонией или бронхиолитом. Для астмы свойственно усиление симптомов заболевания
ночью и в предутренние часы. Очень характерно вздутие грудной клетки, которое
называют эмфиземой. Иногда своевременно распознать аллергическую природу
заболевания можно только по эффективности противоаллергической и бронхорасширяющей
терапии и по повторяемости эпизодов бронхообструкции.
Наиболее тяжелым проявлением бронхиальной астмы является астматический статус:
длительный затяжной приступ удушья с выраженными нарушениями функции сердечно-сосудистой
системы и нарастанием дыхательной недостаточности. Нередко астматический статус
провоцируется бесконтрольным применением бронхорасширяющих средств родителями
или подростком в домашних условиях.
Диагноз бронхиальной астмы устанавливают по тщательному
анализу данных истории заболевания, наличию аллергических заболеваний у членов
семьи, сопутствующей пищевой или лекарственной аллергии. Наиболее информативным
является проведение аллергопроб с предполагаемыми аллергенами, определение в
крови содержания IgE, определение функции внешнего дыхания методом спирографии
и спирометрии, пневмотахометрии. Ценные данные врач может получить при проведении
пробы с бронхорасширяющими средствами: определяют функцию внешнего дыхания до
и после пробы. При значительном улучшении показателей после медикаментозной
пробы делают вывод о наличии у ребенка бронхоспазма.
Ранее отечественные пульмонологи по тяжести течения выделяли
бронхиальную астму легкую, средней тяжести и тяжелую. По типу различали атопическую,
инфекционно-аллергическую и смешанную форму. В настоящее время, в соответствии
с международными требованиями, получает распространение “ступенчатый подход”
к оценке тяжести болезни и лечению. Выделяют “интермиттирующую” (эпизодическую)
астму – первая ступень; персистирующую (стойкую) легкую – вторая ступень; персистирующую
средней тяжести – третья ступень и персистирующую тяжелую астму – четвертая
ступень. В зависимости от ступени по тяжести назначают и соответствующее лечение.
Дифференциальный диагноз у детей раннего возраста
необходимо проводить с воспалительными заболеваниями органов дыхания (бронхит,
пневмония), муковисцидозом (наследственное заболевание с изменением функции
поджелудочной железы и очень вязким секретом желез), инородными телами бронхов,
увеличением тимуса и сдавлением из-за этого бронхов, аномалиями развития легких
и аорты и др.
Лечение бронхиальной астмы проводится в соответствии
со степенью тяжести заболевания. Подразделяется оно на лечение в период обострения
(купирование приступа удушья) и лечение в период ремиссии. Эпизодическое купирование
обострения астмы недостаточно для достижения стойкого терапевтического эффекта
при этом заболевании. Базисная терапия детей с бронхиальной астмой – это применение
различных бронхорасширяющих средств, которые относятся к классу бета-2-агонистов.
Предпочтительнее использовать эти средства в виде ингаляторов. Даже у детей
грудного возраста можно их применять с помощью специальных небольших контейнеров,
которые называются небулайзерами. К группе бета-2-агонистов относятся беротек,
сальбутамол, сальметерол и многие другие препараты. Бронхорасширяющее действие
оказывают и препараты, которые называют антихолинергическими. Это ипратропиум
бромид (атровент), беродуал. Но подобрать эти средства может только врач-пульмонолог
или аллерголог. Бесконтрольное применение препаратов этой группы приводит к
формированию синдрома “рикошета” и усугублению бронхоспазма. При этом изменяется
чувствительность рецепторов бронхов к медикаментам и ребенка крайне трудно вывести
из состояния приступа.
Назначаются препараты группы ксантинов: теофиллин или аминофиллин,
эуфиллин. Для разжижения мокроты применяются амброксол, гауфенизин и другие
муколитики. Нельзя использовать противокашлевые препараты, которые подавляют
кашлевой рефлекс.
При тяжелом приступе удушья и неэффективности указанных
выше препаратов используют гормоны коры надпочечников. Их применяют очень короткими
курсами внутримышечно или внутривенно в комплексе неотложных мероприятий. Если
же течение заболевания тяжелое, то назначают гормоны в виде ингаляторов или
таблеток.
После купирования приступа удушья переходят на применение
средств, которые обладают противоаллергическим противовоспалительным и профилактическим
действием. Это “тайлед” (недокромил натрия) и интал (кромоглициевая кислота).
Срок их применения составляет несколько месяцев. Противоаллергическим действием
обладает и кетотифен (задитен, астафен, бронитен) – препарат из группы мембраностабилизаторов.
В периоде стойкой ремиссии эффективно применение специфической
гипосенсибилизации причинно значимым аллергеном. Этот вид терапии сейчас все
чаще называют специфической аллерговакцинацией. Суть метода заключается во введении
в организм микродоз аллергена. Это приводит к перестройке синтеза иммуноглобулинов
и снижению остроты аллергической реакции при повторном контакте с аллергеном.
Данный метод используют при выявлении небольшого числа аллергенов, которые вызывают
астму, и применяется он только под строгим контролем аллерголога в аллергокабинетах.
К использованию гистаглобулина, противоаллергического иммуноглобулина
у детей с бронхиальной астмой нужно подходить строго индивидуально и очень осторожно
из-за возможных побочных действий и усугубления тяжести приступов удушья.
В последние годы анализируется эффективность препаратов,
влияющих на лейкотриены – вещества, которые выделяются при аллергической реакции
и вызывают бронхоспазм. Эти медикаменты так и называют – антилейкотриеновые.
К ним относится зарегистрированный в Украине препарат “сингуляр”. Применяют
такие средства по рекомендации аллерголога при легкой и средне тяжелой астме.
Профилактика бронхиальной астмы заключается в профилактике
формирования этого заболевания (первичная) и в профилактике его обострений (вторичная).
Первичная профилактика аналогична таковой при любом аллергическом заболевании.
Она сводится к рациональному питанию женщины в период беременности, по возможности
ограничению принимаемых медикаментов в период беременности и кормлению грудью.
Необходимо соблюдение гипоаллергенного режима в помещении, где находится ребенок,
исключение пассивного курения.
Цели вторичной профилактики: предупреждение обострения
заболевания, уменьшение тяжести течения обострений, предупреждение осложнений.
Следует, по возможности исключить или ограничить контакт ребенка с аллергенами
в быту. При пищевой аллергии – соблюдение соответствующей диеты. При физической
нагрузке, изменении метеоусловий применять препараты из группы бета-2-агонистов,
которые рекомендует пульмонолог или аллерголог. В последнее время широко применяется
домашний метод контроля функции внешнего дыхания по скорости выдоха. Этот метод
называется пикфлоуметрия. Сам пикфлоуметр – это устройство в виде цилиндра со
шкалой, на которой указана скорость выдоха. Ребенок выдыхает воздух вовнутрь
цилиндра, при этом происходит смещение клапана и пружины прибора и на шкале
фиксируется показатель. Нормальные показатели рассчитывает врач в зависимости
от возраста, веса и пола ребенка. Измеряя этот показатель утром и вечером ежедневно,
можно вовремя выявить признаки скрытого бронхоспазма и скорригировать терапию,
чтобы не развился приступ удушья.
Вакцинация детей с бронхиальной астмой проводится по заключению
аллерголога и иммунолога в период стойкой ремиссии не менее 3-6 месяцев на фоне
приема антигистаминных препаратов.
Большую роль в предупреждении приступов удушья у детей играет
степень подготовки родителей по вопросу оказанию помощи при обострении. Необходимо,
чтобы родители с лечащим врачом четко написали последовательность действий в
домашней обстановке при приступе удушья до тех пор, пока ребенок не будет госпитализирован
или ему не будет оказана медицинская помощь на дому. Если ребенок получает поддерживающие
дозы профилактических препаратов и едет в лагерь отдыха, или в сельскую местность
к родственникам, необходимо предупредить взрослых о возможном обострении болезни.
Но дети старше 5-7 лет, как правило, уже достаточно хорошо знают, какие средства
им помогают лучше при затрудненном дыхании. С другой стороны, они могут скрывать
от взрослых ингаляторы и начинают бесконтрольно дышать бронхорасширяющими средствами
при ухудшении состояния, особенно подростки. Часто родители находят ингаляторы
и в карманах, и под подушкой, и в сумке ребенка. Здесь необходимо еще учитывать
и страх ребенка перед развитием приступа.
Поэтому процесс лечения бронхиальной астмы у детей требует
консолидации усилий и четкого взаимопонимания врачей, родителей, педагогов,
психологов и самого ребенка.