Мнения о проблеме детских неврозов
По мнению
А.И.Захарова существуют несколько видов
неврозов. В своей книге “Неврозы у детей” он
перечисляет их в следующем порядке:
Невроз страха
“Мы знаем, что, когда возникают такие
состояния, чаще всего речь идет о страхе смерти.
Он проявляется в той или иной степени у всех
детей в возрасте 5-6 лет. ... Как правило, дети сами
справляются с подобными переживаниями; но только
в том случае, если в семье существует
жизнерадостная эмоциональная атмосфера... А если
ребенок и прежде был беспокойным , то подобное
беспокойство резко усиливает возрастной страх
смерти, и вот вам набор невротических страхов,
как у этой девочки ( боязнь лифта, пожара, огня,
болезни, машин и т.д.). Все эти страхи
мотивированы, по существу, одним: боязнью, что
может что-то случиться. В своем максимальном
выражении это “что-то” означает смерть: от
пожара, болезни и т.д. ...Источником подобных
страхов была мать, тревожная по характеру, и
всего этого боявшаяся в детстве”.
А.И.Захаров видит причину передачи
материнских страхов дочери в такой особенности
психологического развития ребенка, как “феномен
ролевой идентификации “ - в возрасте 4-5 лет
девочки хотят в играх изображать себя мамой,
мальчики 5-8 лет - отца.
Так и в данном случае девочка
подсознательно, незаметно усвоила материнский
способ поведения.
Неврастения
“Болезненное перенапряжение
психофизиологических возможностей ребенка. Он
не в силах соответствовать завышенным
требованиям окружающих и заранее считает себя не
способным справиться с любыми предстоящими
трудностями”.
Чаще всего это происходит от
неспособности родителей принять ребенка таким,
каков он есть на самом деле. Ребенок, в свою
очередь не может понять, почему родители так
строги к нему, ведь он так старается делать то,
что они требуют. Противоречия самих родителей
приводят ребенка к нервному перенапряжению,
неврастении. Говорить о здоровой психике ребенка
не приходится - конфликт родителей с ребенком,
воспринимается последним, как собственная
неполноценность. На самом деле, приходится
удивляться терпению детей в таких ситуациях. По
словам Захарова, родители по его просьбе
подсчитали сколько замечаний в день они сделали
своему ребенку: около 300 противоречивых
требований ( не просьб, обращений, а требований и
приказов).
Другой причиной подобного невроза
может быть переключение внимания родителей на
другого ребенка, появившегося в семье,
неспособность самих родителей равномерно
распределять внимание между всеми детьми в
семье. Часто, упреки в адрес старшего (в такой
ситуации реже бывает наоборот) ребенка бывают
несправедливы и мотивированы тем, что “он
старший, на нем больше ответственности, он сам
должен понимать”. Как правило оборачивается
такая ситуация нервными срывами, тиками, а в
худших случаях неприкрытой агрессией к младшему
брату или сестре. Так страдающий ребенок
понимает причину снижения своего рейтинга у
родителей.
Истерический невроз
“Его внешние проявления, видимо,
знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то и
дело устраивает истерики, падает на пол, бьется.
Но подобный невроз надо отличать от патологии
характера, которая бывает в более старшем
возрасте”. Можно добавить: надо отличать от
педагогической запущенности, но причина - та же.
Родители до определенного момента потакали
возрастающим требованиям чада, но потом ввели
ограничения, поступив непоследовательно - ведь
ребенок не понимает смену логики родителей.
“Главное отличие: ребенок не хочет быть таким; он
устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но
ничего с собой не может сделать, это происходит
помимо его воли”.
Причины возникновения такого
поведения Захаров видит в вышеуказанной причине:
непоследовательность в воспитании родителей и
ближайшего окружения - бабушек и дедушек. За
примером далеко обращаться не надо, он взят из
жизни. Приехала свекровь, которая видит своего
внука раз в год, решила проявить “педагогическую
чуткость. “Ребенку нельзя говорить нет” -
сказала она мне. Ребенок требовал достать
специально спрятанные от него сладости перед
обедом. Малыш почувствовал, что здесь он не
получит сопротивления, заставил бабушку поднять
его на нужную высоту и сам достал искомое. Перед
этим устроив небольшую истерику для острастки.
Хуже было, когда бабушка уехала - невозможно было
объяснить, почему ему запрещают то, что вчера
разрешили.
Другую причину истерического невроза
Захаров называет обратную сторону такой
ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а
наоборот, полное отсутствие такового. Дети,
лишенные эмоционального внимания, по мере
накопления дефицита внимания устраивают
демонстрации. Но, как правило, натыкается на
стену непонимания - всегда тихий и незаметный
ребенок превращается в неуправляемого буяна.
“Ты нам такой не нравишься” - как бы говорят
родители. Таких детей называют
“невостребованными”.
На самом деле проблема
“невостребованных детей” характерна для
поколения 60-80х годов, когда молодые родители были
заняты устройством личной жизни и карьеры, лишь у
малого количества родителей была возможность
заниматься домашним воспитание детей, остальные
были лишены такой возможности, вынуждены были
отдавать своих детей в детские ясли и сады. Можно
сказать - веяние времени
Невроз навязчивых
состояний
Последний невроз, описанный Захаровым.
“...Обычно проявляется в более старшем школьном
возрасте”. Состояния, при которых ребенок
испытывает потребность совершать какие-либо
действия, так как, по его мнению, это несет в себе
защитные элементы. На самом деле, это и является
механизмами защиты, как тики, однообразные
движения, или респираторные явления (по мнению
В.И.Гарбузова).
Корни этого невроза - те же, семейные отношения, вернее их
нарушения. Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований,
принципиальность - вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного
подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях
возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей (о взрослых, выросших
в таких условиях говорят: ”Пуганная ворона куста боится”).
Использованная литература: А.И.ЗАХАРОВ “НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ”, изд-во
“Дельта” , СПб, 1996 год