Неврозы детей
Данная тема по
своей актуальности заслуживает внимания не
только специалистов в области детской
невропатологии, но и, прежде всего, родителей,
воспитателей детских садов, учителей. С каждым
годом возрастает количество детей, которым
поставлен диагноз какого-либо нервного
заболевания. По данным исследований, к окончанию
младшей школы здоровых детей меньше половины.
Причины такого явления кроются не только в
сложной социальной обстановке, но и на много
глубже.
Опасность этого заболевания кроется
не в его тяжести или неизлечимости (невроз -
излечим), а в отношении к этому заболеванию.
Большинство родителей просто не обращают на
первые признаки неврозов или нервных
расстройств у своих детей, вторая часть - если и
обращает внимание, то относится достаточно
поверхностно (“само пройдет”), и лишь
незначительная часть предпринимает реальные
действия для исправления положения. По мнению
школьных педагогов и психологов к средним
классам диагноз нервного расстройства можно
поставить большинству детей, а фактически
здоровыми можно назвать лишь единицы. Если
учесть, что невроз появляется не в школьном
возрасте, а гораздо раньше, и к школьному
возрасту часть детей приходят с устойчивыми
нервными нарушениями, то можно сделать печальные
выводы.
Пословицы говорят: “Посеешь привычку -
пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь
судьбу”, “Привычка - вторая натура”. Народная
мудрость тонко подметила связь между образом
жизни, который закладывается еще в детстве, и
отношениями человека с окружающими его людьми,
из которых действительно складывается его
судьба. Если ребенку в детстве родители
постоянно внушали, что он:” тюфяк, разгильдяй,
оболтус”, то рано или поздно в это начинает
верить. Но сначала внутри ребенка происходит
конфликт, потому что он знает, что он не такой
плохой, что он старается порадовать своих
родителей, а они этого не замечают, стараясь
подогнать ребенка под свои мерки. Из этого
конфликта “вытекает” нервное напряжение, с
которым ребенок под час не может справиться.
Возможно, два варианта решения ребенком этой
проблемы: либо он приспособиться под непомерные
требования взрослых и спрячет свои личностные
качества, но будет вынужден искать механизм
защиты собственного “Я” доступными для него
способами, либо он будет сопротивляться, что
породит множество конфликтов с родителями. И то и
другое неизбежно приведет к повышенному
нервному напряжению, а если родители не сменят
свою “воспитательную политику”, то у ребенка
возникнет нервное расстройство, невроз, который
подрастающий человек понесет с собой во взрослую
жизнь. Напрашивается закономерный вопрос:
вырастут ли эти дети полноценными личностями,
будут ли они удачливы и счастливы? Напрашивается
соответствующий ответ. В книге Вл. Леви
“Нестандартный ребенок”* описывается случай,
когда родители обратились к психологу по поводу
своего ребенка: мальчик перестал убирать свою
постель. Сколько лет вашему мальчику? - спросил
психолог. 25 - ответили родители - он уже 3 года как
женат. Причина оказалась лежала на поверхности -
родители воспитывали своего ребенка так, как
хотелось им, принудили поступить в институт по их
выбору. Вот “ребеночек” и взбунтовался.
Судя по масштабу распространения этой
проблемы - в недалеком будущем нам грозит
“полная невротизация населения”. Общество
состоящее в большинстве своем из невротиков не
сможет гармонично существовать в дальнейшем. Чем
может обернуться проблема детских неврозов в
дальнейшем, говорить не приходится.
Может показаться, что краски
сгущаются. Да, проблема важна, очень. Но все
больше родителей придает значение здоровью
своих детей и своих семей в целом. К сожалению,
большинству из них приходится действовать
методом проб и ошибок, но самое главное - они
хотят вырастить здоровых детей. Задумываются о
профилактике детских нервных заболеваний и
стараются не допускать их. Никто не спорит -
современная жизнь стала сложной, лишенной
стабильности и полна стрессов. В данных условиях
жить и растить новое поколение будет легче
только здоровому человеку и физически, и
морально, но в первую очередь психически.
Современная семья “представляет
собой не застывшую социальную организацию, а
динамическую микросистему, постоянно
находящуюся в диалектическом развитии.
Общеизвестны определенные изменения,
происшедшие в структуре семьи: уменьшение
размеров семьи и количества детей, уменьшение
роли старшего брата и сестры, исчезновение
резкой дифференциации между членами семьи в
целом” - пишет А.И.Захаров в книге “Неврозы
детей”*. Сюда же можно добавить и смешение
половых ролей в обществе: становится все более
заметна феминизация мужчин и, обратно,
мускулюнизация женщин. Мужчины все больше
отстраняются от воспитания собственных детей
(хотя надо отметить, эта тенденция существовала и
раньше), стараются сложить с себя как можно
больше ответственности за этот процесс. Женщины
предлагают своим детям стереотип модели
поведения (согласно половой дифференциации в
обществе), не соответствующий действительности:
для мальчиков - образец смеси “прекрасного
принца” и “Шварценегера”, не подкрепленный
личным примером отца, для девочек до сих пор
действует стереотип поведения скромной,
домовитой женщины, хотя перед глазами ежедневно
пример собственной матери, не соответствующий
реальной женщине в современном обществе.
Современные социальные психологи
отмечают изменения происшедшие в нынешней семье.
Намечается тенденция к формированию нового типа
семьи. Отношения между родителями изначально в
семье строятся скорее на принципах товарищества,
нежели на принципах главенства того или иного
члена семьи (по патриархальному или
матриархальному укладу). Но процесс становления
новой семьи труден и болезнен, так как новые роли
еще не до конца освоены: мужчин в семье еще тянет
стукнуть кулаком по столу и сказать: ”Кто в доме
хозяин?”, женщины, воспитанные старшим
поколением в ином ключе, вынуждены
приспособиться к современным условиям и вести
себя более активно , тоже претендуют на роль
главы семьи. Множество семей распадается, не
перейдя 5-летний рубеж существования. Но так как в
большинстве семей уже есть дети, то прежде всего
они расплачиваются за ошибки взрослых. Что, в
свою очередь, способствует возникновению
неврозов и других нервных заболеваний детей.
Причины сложных взаимоотношений между
родителями и детьми, а, в свою очередь и в
большинстве случаев, причины повышенной
нервозности детей, кроются в несостоятельности
родителей, не способности выполнять материнские
и отцовские обязанности из-за инфантилизма
людей, создающих семью. Современные родители по
инерции продолжают жить своими проблемами, не
задумываясь о судьбе своих детей. Современные
родители, по определению Дж.Пирса,
“рассоединенные” , они существуют рядом, но не
вместе. Каждый из членов семьи занимается своими
проблемами, забывая, что ребенок нуждается в
постоянном любви, внимании и заботе, понимании
своих проблем, которых у него много. Вместо этого
современные родители стараются как можно раньше
переложить воспитание собственного ребенка на
детские учреждения, занимаясь тем временем
собственной карьерой и собственной жизнью. Что в
свою очередь не способствует здоровью ребенка во
всех отношениях. Предвижу возражения, что
современная жизнь заставляет принимать решения,
не соответствующие собственным стремлениям. На
что могу ответить: компромисс можно найти всегда,
было бы желание. Термин “Воссоединение в
родительстве”, предложенный ,Дж.Пирсом*, на самом
деле - актуальное требование к современной семье,
реально выполнимое в современных условиях. Оно
поможет предотвратить большинство случаев
нервных заболеваний детей, что в свою очередь
обеспечит психическое здоровье подрастающего
поколения.
Дети уносят во взрослую жизнь тот стереотип
отношений, который закладывается в детстве. Если
малыш часто видит ссоры родителей, то в
последствии принимает их за норму жизни,
вырабатывает привычку к подобным отношениям.
Став, в свою очередь родителем, подсознательно
реализует заложенное в детстве представление в
собственной семье. По моему мнению, в современную
школьную программу надо включить предмет
“Родительство”, обучая , что называется “с
младых ногтей” премудростям этой сложной науки.
Так как пока что редкую нынешнюю семью можно
взять за пример для подражания - гармония
семейных отношений вероятнее всего создаст
благоприятную почву для воспитания гармоничной
личности (конечно, ни кто не застрахован от
ошибок).
Использованная литература:
1. А.И.ЗАХАРОВ “НЕВРОЗЫ
У ДЕТЕЙ”, изд-во “Дельта” , СПб, 1996 год
2. В.И.ГАРБУЗОВ “НЕРВНЫЕ ДЕТИ” Ленинград 1990 год (?)
3. В.ЛЕВИ “НЕСТАНДАРТНЫЙ РЕБЕНОК” Москва 1989 год.
4 Дж.ПИРС “ВОЛШЕБНЫЙ РЕБЕНОК ПОДРАСТАЕТ”