После полутора лет неподвижности Даша не просто ходит, - бегает!
Видя закованного в гипс трехмесячного ребенка, старушки ахали: «Зачем мучаете дитя?» Но родители Даши строго следовали схеме лечения. Сегодня девочка ничем не отличается от своих сверстников
Мария, мама Даши, с детства увлекалась танцами. Она никак не ожидала, что для ее ребенка под вопросом окажется сама возможность ходить. Диагноз «врожденный вывих бедра», поставленный малышке в три месяца, для молодых родителей был сродни грому среди ясного неба. Однако Дашины родители не отчаялись. Они выработали собственную стратегию общения с ребенком и окружающими, соблюдали рекомендации врачей — и смогли победить серьезную болезнь.
Ягодичное предлежание – риск по ортопедии
«Свою доченьку я вынашивала в ягодичном предлежании, – вспоминает Мария. – Мне кажется, здесь не последнюю роль сыграла наследственность, ведь точно так же носила своего первого ребенка и моя мама. Дело в том, что если плод в утробе матери расположен естественно (головой вниз), то основная нагрузка приходится на позвоночный столб и череп, которые к этому готовы. Но если ребенок лежит вниз ягодицами, лишняя нагрузка приходится на еще не сформированные тазобедренные суставы.
Далеко не все «ягодичные» дети имеют проблемы с суставами, что говорит о генетической предрасположенности к заболеванию. Большинство врачей считают, что патология закладывается на первых неделях беременности. А вот способ родоразрешения, вопреки расхожему мнению, не имеет никакого отношения к последующим проблемам тазобедренных суставов.
После рождения Даши нам было не до врачей – у молодых родителей масса хлопот. Поэтому на слова специалистов о возможном риске мы не обратили внимания, и это была наша ошибка. Наблюдая за дочерью, мы пришли к выводу, что ребенок вполне здоров (большинство родителей боятся задержек умственного и эмоционального развития, поэтому особое внимание мы уделяли реакциям — все было в порядке). На осмотре у ортопеда мы узнали, что у девочки имеются проблемы. В трехмесячном возрасте сделали снимок – оказалось, что все очень серьезно: ребенок родился с врожденным вывихом бедра. Это самая тяжелая форма дисплазии тазобедренных суставов.
Недуг грозил дочери инвалидной коляской и постоянными операциями. Удрученные безрадостной перспективой, мы за несколько дней объехали все известные ортопедические клиники столицы, консультировались у профессоров и академиков. Все специалисты сходились во мнении, что лечение надо начинать незамедлительно.
Шесть месяцев в гипсе
Я решила побольше узнать о болезни, настигшей нашу девочку. Читала специальную медицинскую литературу, общалась с различными специалистами и многое поняла. Ребенок не зря начинает ходить ближе к году: сразу после появления на свет его суставы еще не сформированы. Врожденный вывих бедра может привести к отставанию в формировании костной части сустава. Это и есть дисплазия, то есть недоразвитие органа. Помимо этого, дисплазия может проявляться нарушением пропорций сустава, что приводит к патологиям различной степени тяжести. Чтобы придать суставу правильное положение, его необходимо вправить. Перед этим надо растянуть и ослабить плотность сухожилий и суставной сумки. Дашу положили на три недели на лейкопластырное вытяжение: ножки прикрепляют к специальному приспособлению, которое постепенно растягивает сустав. В течение всех этих трех недель ребенка нельзя поднимать, но это не страшно, ведь для трехмесячного малыша лежачее положение — норма.
После вытяжения Даше под общим наркозом вправили суставы. Наркоз необходим, во-первых, для снятия болевого синдрома, а во-вторых, ребенок должен быть обездвижен и полностью расслаблен. После вправления наложили гипсовую повязку, которая начиналась от подмышек и заканчивалась у щиколоток, а ножки были полностью разведены в стороны. Как рассказал врач, гипсование обеспечивает стабильность сустава, помогает сформироваться всем его частям. Гипс меняют каждые полтора месяца, а когда сустав обретает необходимые пропорции, гипс заменяют так называемым аппаратом Гнивковского. Когда сустав готов к нагрузке, приспособление периодически снимают. Сначала ножки пускают в «свободное плавание», поскольку суставы снабжаются кровью за счет собственного движения. Далее их постепенно нагружают — и малыш учится ходить.
Не изолируйте ребенка!
Когда Дашу загипсовали, мы с мужем задумались: как жить дальше, как вести себя с ребенком, друг с другом, с окружающими? Знаю, что многие мамы комплексуют и прячут детей, носящих стремена, даже занавешивают коляски. Это неразумно, ведь так они изолируют младенцев от окружающего мира, тем самым, ограничивая их развитие. Поэтому мы решили не делать из нашего заболевания трагедии, не обращать внимания на реакцию окружающих и не поддаваться жалости.
За шесть месяцев гипсования у нас не возникало особых трудностей. Ребенка нельзя купать, но можно обтирать влажными салфетками, менять подгузники. Для того чтобы дочка могла видеть мир и не испытывала дискомфорта, мы даже купили специальную коляску.
А дома развлекали Дашу, как могли, катали ее на качелях, приспособленных под ее разведенные ножки. В общем, старались обеспечить своему ребенку полноценное существование и ни в коем случае не ахать и не охать над ним.
Несмотря на гипс, я везде носила Дашу за собой – просто потому, что ей это было интересно. Разговоры о том, что обездвиженный малыш отстает в развитии – глупости. Не имея возможности двигать ногами, ребенок зачастую опережает сверстников по умственным способностям. Начав ходить, такие дети быстро наверстывают упущенное.
Здоровье детей в наших руках!
Лечение заняло около двух лет. В год и девять месяцев Даша пошла, а еще через полгода получила «добро» на полноценную жизнь. Теперь она практически ничем не отличается от своих подружек-сверстниц: ни походкой, ни формой ног.
.
Дорогие папы и мамы, от вашего отношения к проблеме и от того, что вы сделаете для ребенка в период лечения, зависит его будущее: будет это инвалидная коляска и постоянные операции или полноценная жизнь. Обязательно покажите новорожденного ортопеду, а, услышав диагноз «дисплазия», не поленитесь, проконсультируйтесь у различных специалистов – все это не требует особых усилий. Помните, к чему может привести ваше бездействие!
Как правило, контролировать состояние суставов нужно до года. И если в три месяца все хорошо – это не значит, что не надо проходить обследование в девять и двенадцать. Не стоит жалеть себя и малыша, ограничивая осмотр ближайшей поликлиникой, а терапию – разведением ног. Если по достижении ребенком годовалого возраста ортопед сказал вам, что проблем нет, можете вздохнуть спокойно. Скорее всего, это действительно так.
Лечение любой формы дисплазии поначалу может показаться вам невыносимо тяжелым, но на самом деле это не так: в ваших силах помочь ребенку вести совершенно нормальный образ жизни. Относитесь к нему как к здоровому человеку, не скрывайте малыша от мира и мир от него. Ведь адекватные, информированные и спокойные родители – лучшие помощники в преодолении любых проблем. И не только со здоровьем!
Что касается возможных проблем в будущем... С такой патологией противопоказаны физиологические роды, только кесарево сечение, поскольку в родах кости таза расходятся, что чревато проблемами со здоровьем. Но главное, Даша сможет стать мамой! Конечно, девочка не получит олимпийское «золото» и не станет звездой танцпола – у нее есть ограничения по занятиям спортом и танцами. Но впереди у Даши вся жизнь – жизнь, наполненная движением и общением, пусть маленькими, но такими важными для нас успехами. А свою первую победу мы заслужили!
Консультация ортопеда обязательна!
Родителям сложно определить «на глаз», есть ли у ребенка ортопедические патологии. Среди мам принято оценивать здоровье ребенка по расположению складочек на ножках и по возможности одним движением развести его бедра «а-ля цыпленок табака». Конечно, несимметричность складочек в совокупности с другими особенностями может говорить о патологии, но судить только по ним нельзя! Тем более не стоит самостоятельно разводить ножки до упора: перелом ноги или разрыв связок организовать своему чаду проще простого. Разведение ног ребенку может и должен делать только ортопед!
Дисплазия не терпит промедления
До 6-8-месячного возраста вывих бедра можно лечить консервативными методами. Если время упущено, только оперативно – и все будет зависеть от состояния суставов. Есть «сердобольные» родители, которые считают, что лучше прооперироваться и забыть о проблеме, чем мучить младенца и держать его в гипсе. Это заблуждение. Тазобедренный сустав – один из самых нагружаемых, и лучше разрабатывать родной сустав, чем искусственный. К тому же искусственный сустав не растет вместе с ребенком, поэтому до полного формирования костного скелета (примерно до 20 лет) придется оперироваться не раз. Нелеченный вывих бедра приводит к серьезным последствиям. Такие дети обречены на постоянные мучения: у них «утиная» походка, каждый шаг отдает болью. С возрастом многие не выдерживают и «садятся» на морфий – чтобы избавиться от невыносимой боли.
Врожденный вывих не лечат у целителей!
Если вам будут рассказывать, как младенца чудесно исцелила «бабка» – не верьте. Подобное «лечение» создает эффект снежного кома: драгоценное время идет, ситуация обостряется и с каждым днем решать ее будет все сложнее. Понятно, что травы, выкатывания яйцом и заговоры не помешают, но самое страшное – и не помогут! К примеру, переломы ведь не лечат травами: сломанную конечность необходимо вправить, потом зафиксировать – чтобы все срослось. Аналогично и вывих суставов — его бесполезно лечить заговорами.
Я никогда не забуду, как билась в истерике мама лежащей в ортопедии девочки-подростка. Она кричала: «Донечко, пробач мені!» Да, очень трудно видеть страдания своей кровинки. Меня очень мобилизировала эта ситуация, и я твердо решила: не стоит идти на поводу у жалости к себе. Нельзя искать легких путей, ведь малыш дорого заплатит за это в будущем.
Мария
Материал Ирины Шендер
Журнал «Твое здоровье», №3, март 2007г